Главная

 

 

О нас

 

Услуги

Документы

Контакты

                                          

Некоторые аспекты судебной экспертизы автомобильных дорог

 

         В соответствии с определением суда или постановлением следователя о назначении комплексной инженерно-строительной и строительно-технической экспертизы перед экспертной организацией обычно ставятся следующие вопросы:

1.     Определить достоверность проектной стоимости работ по Объекту.

2.     Определить достоверность стоимости фактически выполненных работ по Объекту в соответствии с проектной, договорной и исполнительной документацией, обязательными государственными требованиями.

 Цель проведения подобной экспертизы: установление завышения стоимости работ (в случае его наличия), вызванного:

-       неправильным применением сметных норм и расценок, поправочных коэффициентов пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов и других нормативов, формирующих договорную цену строительной продукции;

-       неправильным применением распорядительных документов Правительства Российской Федерации и г. Москвы и решений межведомственной комиссии при правительстве Москвы по ценовой политике в строительстве (для Москвы, в других регионах – решения соответствующих инстанций);

-       включением в стоимость выполненных работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам (по приобретению оборудования, по проведению предмонтажных ревизий и устранению дефектов оборудования, по пусконаладочным работам и т.д.);

-       включением в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее уже оплаченных;

-       необоснованным включением в расчетные документы физических объемов работ, превышающих предусмотренные в проектно-сметной документации;

-       необоснованным увеличением стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;

-       применением более дешевых технологий производства работ по сравнению с запроектированными или требуемыми обязательными строительными нормами и правилами;

-       повторным предъявлением к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен и расценок или входящих в состав процентных начислений (временные здания и сооружения, зимние удорожания и др.);

-       отсутствием должного оформления свободных (договорных) цен на материалы, изделия, конструкции и тарифов на услуги (протоколы согласования, договоры);

-       неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией заказчикам стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией;

-       разницей между сметной стоимостью выполнения работ, определенной с учетом индексов, действующих в период их выполнения, и стоимостью материалов, приобретенных подрядчиками в более ранний период за счет авансов заказчика;

-       арифметическим ошибками;

-       другими причинами.

 При исследовании завышения объемов и стоимости выполненных работ, кроме вышеуказанных случаев, должны учитываться:

-       стоимость обнаруженных недоделок, когда объект сдан в эксплуатацию по акту приемки без недоделок;

-       разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически уложенных в конструкции, если выявлена неравноценная замена материалов и конструкций на более дешевые;

-       стоимость завышения по расходу основных строительных материалов (металла, сборного железобетона, труб и т.д.) по сравнению с проектно-сметной документацией;

-       стоимость работ по пуску оборудования, если отсутствуют акты об индивидуальном его опробовании вхолостую;

-       стоимость оборудования, если она включена в объем выполненных монтажных работ;

-       разница в стоимости ранее выполненных работ, представленных к оплате по ценам более позднего времени с учетом инфляции и по ценам фактического времени их выполнения (если работы выполнялись в пределах договорных сроков);

-       разница в стоимости выполненных работ за пределами срока сдачи объекта в эксплуатацию по договору, представленных к оплате по ценам периода их фактического выполнения, и определенной по ценам, действовавшим на период договорного срока сдачи объекта.

 В процессе проведения экспертизы должны быть выполнены следующие исследования:

·        проведен анализ смет на достоверность определения проектной стоимости работ;

·        произведено контрольное бурение с целью проверки соответствия выполненных работ проектной, сметной и исполнительной документации;

·        проведены лабораторные испытания контрольных образцов;

·        проведен анализ актов приемки выполненных работ оформленных к сметам, на соответствие состава, объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной, договорной и исполнительной документации, обязательным государственным требованиям, результатам натурных исследований.

Анализ должен проводиться следующим образом. Производится сравнение шифра и номера позиции норматива с составом работ и, при их совпадении, проводится сверка расценок, принятых в смете, с действующей нормативной документацией. При несовпадении шифра и номера позиции норматива с составом работ проводится пересчет стоимости работ согласно чертежам и действующей нормативной документации. При несовпадении расценок, принятых в смете, с действующей нормативной документацией проводится пересчет в соответствии с нормативами. Производится сверка объемов работ, принятых в смете, с объемами работ, заложенными в чертежах. После производства контрольного бурения проводится дополнительное сравнение материалов, заложенных в сметном расчете, с фактически примененными в процессе строительства.

Обычно экспертиза выполняется поэтапно. На первом этапе проверяется достоверность определения сметной стоимости строительства на основании рабочих чертежей. По каждой позиции сметы проверяется объем работ по рабочим чертежам, проверяется примененная расценка по ценникам и сборникам единичных расценок. При этом рабочие чертежи экспертом должны быть приняты за основу.

По результатам проверки выявляются три группы позиций:

1 группа – позиции смет, по которым расчет произведен правильно;

2 группа – позиции смет, по которым расчет произведен ошибочно, т.е. данные (объем и состав работ) по позиции не совпадают с объемом и составом работ по чертежам или стоимость по расценке не совпадает с данными ценников или сборников единичных расценок;

3 группа – позиции смет, по которым расчет произведен нерационально, т.е. методом, завышающим стоимость без наличия достаточного обоснования. При этом не завышается физический объем работ и не искажается состав и номенклатура применяемых материалов.

В дальнейшем при расчете фактической стоимости выполненных работ экспертом учитываются завышения только по позициям, отнесенным к группе 2 (т.е. позиции, по которым допущены ошибки). Позиции 1 группы принимаются по смете. Позиции 3 группы также принимаются по смете, т.к. нерациональность расчета стоимости не означает, что эти работы не выполнялись или их объем не соответствовал проектному.

На втором этапе проводятся натурные исследования дороги, по результатам которых устанавливается, какие материалы применялись при производстве работ. Это учитывается в дальнейшем при определении фактической стоимости выполненных работ.

На третьем этапе производится расчет фактической стоимости выполненных работ. По каждой позиции каждой сметы производится суммирование объема работ, отраженного в актах формы №2. Ряд позиций смет зачастую остаются незаполненными, т.к. в актах формы №2 эти позиции отсутствовали (например, работы выполнялись другими организациями). По тем позициям, по которым у эксперта нет замечаний или тем позициям, по которым сметная стоимость была определена нерационально, принимается стоимость, отраженная в актах формы №2. По тем позициям, стоимость по которым в сметах была определена ошибочно и при этом в актах отражалась как в сметах, экспертом рассчитывается стоимость по тому объему и тем расценкам, которые соответствовали объему и составу работ по рабочим чертежам. Неправильно принятые в актах формы №2, повышающие коэффициенты изменяются на примененные верно. Работы, отраженные в актах формы №2, не подтвержденные чертежами и натурными исследованиями, заменяются на фактические с соответствующей коррекцией стоимости по ценникам и сборникам единичных расценок.

По каждой позиции, по которой экспертом проводилась корректировка, т.е. позиции, по которым стоимость в актах формы №2 не соответствовала фактической, экспертом в примечании в обязательном порядке должны проводиться причины корректировок.

На последнем этапе суммируется фактическая стоимость выполненных работ по каждой смете и выводится общая фактическая стоимость выполненных работ.

Обычно для выполнения экспертных работ создаются три рабочие группы сотрудников экспертной организации:

1.     Группа подготовки документов и первичного технического анализа. Состав работ: комплектация проектно-сметной, договорной и исполнительной документации по каждой позиции смет, перевод данных в электронный вид, проверка арифметических ошибок, подготовка и оформление отчетных документов по экспертизе. Техническое обеспечение работ.

2.     Группа технико-экономического анализа. Состав работ: технико-экономический анализ стоимости проектных и фактически выполненных работ в разрезе локальных смет по отдельным участкам. Натурные исследования. Вторичный и встречный контроль получаемых результатов.

3.     Группа комплексной экспертизы и руководства экспертными работами. Состав работ: постановка задач на экспертизу, выбор методологии экспертных исследований, сводная комплексная экспертиза стоимости фактически выполненных работ, рассмотрение и утверждение результатов экспертизы, руководство и координация экспертных работ.

  О стоимости экспертизы. Расчет стоимости экспертных работ может проводиться на основании Постановления Правительства Москвы от 23 мая 2000 г. №390 «Об утверждении порядка определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве» (в Москве, в других регионах действуют иные нормативные документы).

Рассмотрим конкретный пример. Для ответов на поставленные вопросы экспертам необходимо выполнить следующие исследования: на основании рабочей документации определить проектную стоимость строительно-монтажных работ, т.е. составить смету и провести анализ актов выполненных работ на предмет их соответствия проектно-сметной документации и правильности применения индексов пересчета в текущие цены, т.е. составить исполнительную смету.

Стоимость экспертируемых строительно-монтажных работ в рассматриваемом случае составляла:

-         9.454 млн. руб. в ценах 1984 года плюс 97 млн. руб. в ценах 1997 года и плюс 217 млн. руб. в ценах 2000 года;

-         норматив стоимости основных проектных работ от стоимости строительства равен 7.74%;

-         норматив на составление сметной документации по строительно-монтажным работам составляет 3 – 7% к стоимости основных проектных работ;

-         стоимость составления сметной документации по строительно-монтажным работам равна 504 000 руб. в ценах 2000 г. (принимается нижняя граница норматива – 3%);

-         норматив на составление исполнительной сметы по строительно-монтажным работам составляет 1% к стоимости основных проектных работ;

-         стоимость составления исполнительной сметы по строительно-монтажным работам равна 168 000 руб. в ценах 2000 г.;

-         стоимость инженерно-геологических работ по контрольному бурению и камеральным работа составила 302 000 руб. в ценах 2000 г. (расчет выполнен по аналогу);

-         стоимость мероприятий по ликвидации скважин составила 180 000 руб. в ценах 2000 г. (расчет выполнен по аналогу).

Таким образом, итоговая стоимость проведенных экспертных работ в данном случае составила 1 154 000 руб. в ценах 2000 г.

                                

Захаров С.В., Степанов С.Н., ASN Expert Group©

 

 

117246, Москва, Научный проезд, д. 10 

Тел./факс  +7 (495) 230-84-94  

e-mail: mail@asnorg.org 

    

 

© ЭЦ "Академстройнаука". Все права защищены    

 

На главную