Главная

 

 

О нас

 

Услуги

Документы

Контакты

 

Организация судебно-строительной экспертизы в Чешской Республике

Индрих Кратена (Jindrich Kratena) – первый президент Палаты судебных экспертов Чешской Республики.

  В настоящее время в Чехии одиннадцать с половиной тысяч судебных экспертов. Это по всем отраслям знаний: патологоанатомы и криминалисты, эксперты по автомобильным авариям и многие другие. Но подавляющее большинство экспертов – в области строительства и недвижимости. В Палате состоит две тысячи триста экспертов, которые выполняют восемьдесят процентов всех судебных экспертиз в Чехии.

В Чехии судебная экспертная деятельность регулируется Законом №36 от 20 апреля 1967 г. “Об экспертах и переводчиках”. Целью закона является обеспечение осуществления экспертной деятельности в разбирательствах, проводимых государственными органами или органами, выполняющими их функции, а также экспертной деятельности, осуществляемой в соответствии с правами граждан и организаций. Правда, есть ограничения: закон не касается проведения экспертиз, регулируемых иными постановлениями, в частности – экспертной деятельности, связанной с выполнением производственных задач организаций. По этому закону, экспертную деятельность осуществляют эксперты, внесенные в специальные списки, которые ведут областные суды. Суд отбирает столько экспертов, чтобы их количество обеспечивало потребности в проведении экспертиз и чтобы отдельные эксперты не были чрезмерно загружены. Главный список экспертов ведет министерство юстиции – этот список рассылается во все областные суды. Списки экспертов предоставляются и для общественного ознакомления.

Каждый областной суд ведет список экспертов. В него вносятся все эксперты, назначенные министром юстиции или председателем областного суда, которые постоянно проживают на территории данного областного суда. Он разделен по основным специальностям, некоторые из которых подразделяются по отраслям. Список экспертов, а также дополнения и изменения к нему областной суд рассылает в министерство юстиции, областную прокуратуру, в полицию Чешской республики – управление соответствующей области, в районные суды, военные суды, районные учреждения и районные прокуратуры своей области. Областные и районные суды обеспечивают доступность списка экспертов для ознакомления общественности в суде таким образом, чтобы он был доступен каждому. Об этой возможности указано в объявлении, вывешенном в здании суда. По просьбе физических и юридических лиц областные и районные суды предоставляют экспертов по необходимой специальности. Централизованный список экспертов, который ведет министерство юстиции, объединяет в себе списки областных судов; он подразделяется по специальностям (отраслям), так же, как и областные списки. Централизованный список экспертов кроме данных, содержащихся в областных списках, содержит также сведения о том, в список какого областного суда внесен тот или иной эксперт. Наряду с централизованным списком экспертов министерство юстиции ведет список учреждений, которые также могут составлять экспертные заключения. Данный список состоит из двух частей: в первом разделе перечислены организации и учреждения, занимающиеся экспертной деятельностью; во втором – высшие учебные учреждения, научные институты и организации, которые по просьбе государственных органов, в особо тяжелых случаях могут выполнить экспертизу. Научные учреждения и организации, которые имеют право выполнять экспертизы в области, составляющей государственную тайну, определяются министром юстиции по согласованию с министром внутренних дел, при необходимости – с министром обороны.

Экспертную деятельность осуществляют как специалисты, внесенные в список экспертов, так и учреждения. При этом эксперт должен выполнять свои функции лично и только лишь в случае необходимости – имеет право воспользоваться дополнительно услугами консультанта для оценки отдельных вопросов; данные обстоятельства должны быть отображены в экспертном заключении. Если в соответствующей области имеются учреждения и организации, специализирующиеся на экспертной деятельности, то для проведения экспертиз государственные органы обязаны привлекать в первую очередь их. При назначении подходящих лиц для выполнения функций эксперта организации ограничены кругом собственных сотрудников.

Государственный орган может назначить экспертом лицо, не внесенное в список в следующих случаях: если эксперт не был внесен в список по какой-либо специальности; если эксперт, имеющийся в списке, не может провести данную экспертизу; если выполнение экспертизы экспертом, внесенным в список повлечет за собой несоразмерные расходы или какие-либо трудности. В том случае, если государственный орган принял решение назначить экспертом лицо, которое не внесено в список экспертов, в соответствии с необходимостью он обязан удостовериться, имеет ли данное лицо все необходимые условия для проведения данной экспертизы. В любом случае, назначенный таким образом эксперт не может приступить к выполнению своих обязанностей, пока не даст клятвы, текст которой изложен в законе. Хозяйственный арбитраж также может назначить экспертом лицо, не внесенное в список, в том случае, когда речь идет о даче заключения по особо сложным вопросам. В данном случае клятва может быть заменена подпиской эксперта.

Предложения по назначению экспертов могут подавать государственные органы, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации, в которых работают лица, соответствующие требованиям, а также соответствующие органы общественных организаций, если это исходит из целей этих организаций. Разумеется экспертом может быть назначен лишь тот, кто сам заявляет о своем желании быть назначенным. Отбор экспертов производят областные суды. При выборе экспертов областной суд также учитывает лиц, подавших свое заявление о желании осуществлять данный вид деятельности.

Соответствующий орган, назначивший эксперта, в своей заявке определяет цель экспертизы: при необходимости это может быть сделано в форме вопросов, таким образом, чтобы эксперт занимался только теми обстоятельствами, для оценки которых необходимы его профессиональные способности. В заключении эксперт описывает исследуемый материал или явление, сочетание исследуемых обстоятельств, а также перечень вопросов, на которые он должен ответить и дать ответы на них. Письменное заключение эксперта должно быть прошито, страницы пронумерованы, шнур закреплен на последней странице заключения и запечатан печатью эксперта (эксперты имеют круглую печать соответствующего образца, на которой имеется государственный герб, фамилия, имя эксперта с указанием его должности. При внесении в список суд выдает эксперту соответствующее подтверждение, дающее возможность ее изготовить). На последнюю страницу письменного заключения эксперт добавляет заверительную надпись, которая содержит: название списка, в который включен данный эксперт, специальность, по которой он имеет право составлять заключения и номер, под которым данное экспертное заключение внесено в дневник эксперта. (Все эксперты в обязательном порядке ведут экспертный дневник. В нем должны быть отмечены проведения всех экспертиз, их предмет, для кого они были сделаны, размер вознаграждения и дата его выплаты). Дневник эксперта пронумерован и прошнурован – областной суд заверяет его печатью с указанием количества страниц и проводит периодические проверки правильности ведения. Контроль по проведению данных проверок осуществляет министерство юстиции. По просьбе государственного органа эксперт обязан лично удостоверить или дополнить письменное заключение, а также дать по нему соответствующие пояснения. При устном заключении, заносимом в протокол, также приводятся данные, являющиеся предметом заверительной надписи эксперта. Учреждение составляет письменное экспертное заключение с указанием сведений о том, кто данное заключение составил и кто может, если этого требуют условия разбирательства, подтвердить государственным органам правильность вышеуказанного заключения и предоставить соответствующие объяснения. Учреждение несет ответственность за своевременное и правильное составление экспертного заключения, в остальном – его экспертная деятельность регулируется положениями о проведении экспертной деятельности экспертов, внесенных в список.

В исключительных случаях, если это необходимо для составления экспертного заключения, эксперт имеет право использовать оборудование и материалы той организации, где он работает. Если организация, в которой работает эксперт, не располагает оборудованием и материалами, необходимыми для проведения экспертизы, она обязана выдать об этом подтверждение, на основании которого эксперт обращается с просьбой об оказании ему необходимой помощи в объеме, установленном законом, в другую организацию. Если экспертное заключение невозможно составить без использования вышеуказанного оборудования и материалов, то по просьбе эксперта любая другая организация, имеющая данное оборудование, обязана его предоставить. Если там ему отказывают в этом, эксперт может обратиться к председателю областного суда, в список которого он внесен, за помощью. Председатель обсудит данный вопрос непосредственно с отказавшей организацией. Если данные переговоры не принесут результатов, то председатель областного суда обратится за помощью в вышестоящий орган данной организации, а в случае необходимости министерство юстиции обсудит данный вопрос с соответствующим центральным органом. Исключение составляют организации, осуществляющие специальные задания в общественных интересах. У них есть право на отказ. Естественно, по отношению к эксперту, организация имеет право на возмещение расходов, возникших в результате использования ее оборудования и материалов. Средства, выплаченные экспертом, возмещаются ему в рамках расходов, возникших в результате проведения экспертизы.

При заявке на проведение экспертизы государственный орган определяет эксперту срок, в течение которого данная экспертиза должна быть проведена. Конечно, перед определением срока этот вопрос согласовывается с экспертом – сможет ли он в предполагаемое время выполнить данную работу. В экстренных случаях государственный орган может обратиться с просьбой о проведении срочной экспертизы, при этом он должен сообщить о необходимости срочного выполнения работы в своей заявке и установить сроки ее выполнения. Что касается оплаты – ситуация такова: эксперт имеет право на вознаграждение за проведение экспертизы в соответствии с установленными расценками. Вознаграждение определяется в соответствии с категорией квалификации, необходимой для проведения экспертизы, а также в соответствии с количеством труда, который будет на нее затрачен. Размер вознаграждения определяет орган, назначивший эксперта. Эксперт также имеет право на возмещение расходов, которые были им произведены в процессе составления экспертного заключения. Такими расходами, в частности, признаются: командировочные расходы, потерянная прибыль в результате вызова в государственный орган, материальные расходы и расходы, связанные с приглашением сотрудников для вспомогательных работ. В том случае, если эксперт приглашал консультанта, он имеет право на возмещение расходов только в том случае, если государственный орган, назначивший его экспертом, с данным приглашением согласен. Вознаграждение и возмещение расходов эксперт обязан получить одновременно с предоставлением им экспертного заключения. Областной суд, в список которого внесен эксперт, осуществляет периодический контроль над соразмерностью и своевременностью выплат. Государственный орган имеет право снизить размер вознаграждения наполовину в том случае, если эксперт выполнил работу с опозданием или некачественно. Если речь идет об особо серьезном случае некачественного выполнения работы, то государственный орган может отказать в выплате вознаграждения.

 

 

 

117246, Москва, Научный проезд, д. 10 

Тел./факс  +7 (495) 230-84-94  

e-mail: mail@asnorg.org 

    

 

© ЭЦ "Академстройнаука". Все права защищены    

 

На главную